Дочерний экспресс
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ирина Кезик. Известия
Зарубежные активы "Лукойла" могут быть проданы за треть их стоимости о каких иностранных "дочках" идёт речь и кто может стать покупателем
Дисконт на продажу зарубежных активов "Лукойла" может составить до 70%, узнали "Известия". Накануне компания заявила о намерении продать иностранные "дочки". По мнению экспертов, совокупно их можно оценить в $10 млрд, но фактически организация получит треть от рыночной цены - $3 млрд, так как ограничение по времени реализации до 21 ноября и санкционное давление будут играть в пользу дисконта. Среди активов "Лукойла" - сеть АЗС в 20 странах, три НПЗ в Европе и другие. Аналитики не исключают, что компания сохранит свои "дочки", расположенные в дружественных странах. По их мнению, наиболее благоприятный сценарий - вход в сделку фондов Ближнего Востока, но это скорее возможно для активов за периметром ЕС и США. Какие объекты "Лукойла" могут оказаться на продаже и кто заинтересован в их приобретении - в материале "Известий".
После введения санкций США в отношении "Лукойла" компания приняла решение продать свои зарубежные активы, которые расположены практически на всех континентах. В настоящее время она владеет тремя НПЗ в Европе, сетью АЗС в 20 странах, производством масел в Австрии и Финляндии, принимает участие в разработке месторождений в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане, в проектах в Египте, Камеруне, Нигерии, Гане и других, присутствует на месторождениях Мексики, является одним из крупнейших акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
"Лукойл" всегда позиционировал себя национальной компанией, активно продвигающей интересы РФ на новых зарубежных рынках, отметил заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.
- Полагаю, что объявленное решение о поиске покупателей продиктовано стремлением хеджировать риски для российской нефтяной отрасли, оперативно перестроить бизнес-процессы в условиях продолжающегося геополитического шторма. Даже кораблю, способному к длительному автономному плаванию, иногда нужно возвращаться в родную гавань, - сказал он "Известиям".
По словам генерального директора Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора (ООО "НААНС-Медиа") Тамары Сафоновой, "Лукойл" - наиболее интегрированная в международный бизнес российская компания нефтегазового сектора. Она активно развивает как сегменты добычи, переработки, так и реализацию топлива и масел на территории зарубежных стран.
- Организация также создала крупнейшие трейдинговые подразделения, которые обеспечивают операции по реализации продукции не только группы, но и других поставщиков на международном рынке, - подчеркнула она.
В своих оценках эксперты сходятся во мнении, что сегодня рыночная цена этих активов составляет порядка $10 млрд.
- По грубым оценкам, общая EBITDA (доход до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации) зарубежных объектов "Лукойла", где доля компании превышает 50%, составляет $2-3 млрд. Если исходить из общей оценки, то стоимость таких активов может быть около $10 млрд. Дополнительно у организации есть миноритарные доли в других активах, общую оценку которых делать затруднительно, - отметил портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин.
С ним согласен и управляющий партнёр Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин. По его мнению, рыночная стоимость иностранных "дочек" "Лукойла" также составляет порядка $10 млрд.
Однако, по его мнению, в нынешней ситуации, вероятнее всего, эти активы уйдут за треть рыночной стоимости.
- Дисконт будет зависеть от множества вводных: сроки, участники сделки, геополитика, позиции сторон. Предварительно можем говорить о дисконте до 70% в недружественных юрисдикциях и до 50% в нейтральных и дружественных, - полагает он.
"Известия" направили запрос в "Лукойл".
Вынужденность продажи и санкционное давление будут подразумевать дисконт к рыночной цене, добавил Дмитрий Скрябин.
- Однако конкретный размер дисконта назвать затруднительно. При этом реализация активов не окажет существенного влияния на мировой рынок нефти, - считает он.
Напомним: после введения санкций в отношении "Лукойла" Минфин США разрешил операции с подсанкционными компаниями до 21 ноября.
- До этой даты провести сделку весьма затруднительно, если, конечно, не велась подготовительная работа. Обычно по таким сделкам сроки составляют 6-12 месяцев, - отметил Дмитрий Касаткин.
В своём сообщении о реализации активов российская компания подчеркнула, что их "продажа осуществляется в соответствии с лицензией OFAC (Управление по контролю над иностранными активами Минфина США) на прекращение деятельности". При необходимости организация может подать заявку на продление лицензии для обеспечения их бесперебойной работы.
Акции "Лукойла" после объявления о продаже своих зарубежных активов потеряли в цене чуть более 7%. По словам управляющего партнёра компании "ВМТ Консалт" Екатерины Косаревой, для бумаг компании наступает период повышенной волатильности.
- Все новости по этой теме буду оказывать давление на котировки. В частности, информация о том, будет ли продлена лицензия OFAC. Сейчас "Лукойл" пытается уйти от риска полной конфискации активов в недружественных странах. И от того, сколько времени будет у компании на то, чтобы реализовать активы, будет многое зависеть. Для миноритариев же ключевым вопросом станет сохранение дивидендной привлекательности компании, - считает эксперт.
По словам Дмитрия Скрябина, перспективы продления американской лицензии неясны, поскольку США могут принять любое решение: как сделать это, так и нет. В целом продление сроков генеральных лицензий OFAC не редкость, считает руководитель проектов юридической компании "Вегас-Лекс" Владислав Бедросов.
- Из недавних примеров можно привести продление действия генеральной лицензии 115А, запрещающей трансакции, которые связаны с использованием ядерной энергии и с крупнейшими российскими банками. В этом примере срок был увеличен с июня по декабрь 2025 года, - пояснил юрист.
В свою очередь, Дмитрий Касаткин отмечает: после того как истечёт срок лицензии, OFAC, по сути, войдёт в сделку как третья сторона и будет значительно влиять на процесс, в том числе на выбор покупателя. В таком случае возможны сценарии национализации активов "Лукойла" правительствами тех стран, в которых они находятся, а также ввода временного управления, поэтому компания явно будет спешить, считает собеседник "Известий".
По мнению Дмитрия Касаткина, наиболее благоприятный сценарий - вход в сделку фондов Ближнего Востока, но это скорее возможно для объектов за периметром ЕС и США.
При этом аналитик считает, что не все они по факту будут проданы. Скорее всего, компания избавится от активов в США и ЕС и сохранит дочерние предприятия в СНГ и на Ближнем Востоке - "возможно, через передачу дружественной стороне".
В качестве возможных покупателей завода в Болгарии ранее рассматривалась азербайджанская SOCAR, кроме того, назывались также венгерская MOL и казахстанский "Казмунайгаз", отметил доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов. По заявлению болгарской стороны, полный список претендентов включает 24 компании, у семи из которых есть реальные шансы на покупку.
- В то же время болгарская оппозиция хотела бы сохранить это предприятие в собственности страны. Но такой вариант маловероятен, вряд ли в национальной казне найдутся средства на выкуп предприятия. На завод в Румынии также есть ряд претендентов. В частности, назывались компании Shell и Orlen, - отметил эксперт.
По его словам, не стоит ожидать, что продажа этих активов покроет затраты на их приобретение и развитие.
- По сути, мы имеем дело отчасти с конфискационными методами, с принуждением к сделке, что в нормальных условиях - уголовное преступление. Это ещё раз подчёркивает незаконный, идущий вразрез с любыми международными нормами и рыночными законами характер западных санкций, -сказал Валерий Андрианов.
По словам Дмитрия Касаткина, санкции в отношении российских нефтяных компаний и вынужденная распродажа активов - это "ещё один триггер к продолжению оттока ближневосточных и азиатских инвестиций из ЕС, а также снижение интереса к размещению бизнеса в юрисдикции США".
Кейс "Лукойла" продолжает расшатывать основной столп привлекательности ведения бизнеса на западе - "верховенства права", заключил собеседник.
Справка "Известий"
"Лукойл" через трейдинговую "дочку" Litasco владеет двумя НПЗ в Европе (Petrotel Lukoil в Румынии и "Лукойл Нефтохим Бургас" в Болгарии), а также 45-процентной долей в НПЗ Zeeland в Нидерландах. Также на конец 2024 года компания располагала обширной сетью в 2,4 тыс. АЗС в 20 странах, они расположены в том числе в США и Европе. Кроме того, "Лукойл" принимает участие в разработке месторождений Шах-Дениз в Азербайджане (доля 19,99%), Карачаганак и Тенгиз в Казахстане (13,5 и 5% соответственно), Канлым-Хаузак-Шады и Гиссар в Узбекистане, она же один из крупнейших акционеров КТК. На Ближнем Востоке компания разрабатывает месторождения Западная Ку рна-2 и Эриду в Ираке, владеет 10% в нефтегазовом проекте Ghasha в Абу-Даби. В Африке "Лукойл" принимает участие в проектах в Египте (West Esh El-Mallaha, WEEM Extension и Мелейя), Камеруне (участок Этинде), Нигерии (блок OML-140), Гане (блок Deepwater Tano Cape Three Points), Республике Конго (проект Marine XII). Помимо этого российская компания присутствует на месторождениях Мексики: блоки 10,12, 28 совместно с итальянской Eni, блок Аматитлан, а также блок 4 совместно с мексиканской PetroBal.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.