ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Oct. 16, 2025

«Будут пить, пока не выпьют»

Рейтинг: 0

Автор: Ирина Боброва. МК Московский Комсомолец

Как на Чукотке боролись с алкоголизмом и что из этого вышло

Чукотка снова на вершине печальной статистики по уровню заболеваемости алкоголизмом. В прошлом году на 100 тысяч жителей было зарегистрировано 247,8 случая. Для сравнения: в Москве этот показатель — 15,9, в Подмосковье — 27,2.

Почему край так уязвим перед бутылкой, как закрытие бани и спортзала спровоцировало всплеск суицидов и при чем здесь собачьи упряжки — в интервью уроженца Чукотки, психотерапевта Артура Чубаркина.

— Чукотка из года в год в лидерах по пьянству. Вы там работали как раз по этой теме. Как вы спасали чукчей от пьянства?

— Я родился и 15 лет жил на Чукотке, — начал Артур Чубаркин. — Мой отец — вертолетчик. В детстве я летал с ним по поселкам и стойбищам, бывал у оленеводов. Поэтому чукчей и эскимосов знаю не понаслышке. Сейчас живу и работаю в Тольятти. Я кандидат медицинских наук. В 2017 году меня позвали обратно, поработать и передать опыт местным психологам и педагогам.

Тогда Чукотский Красный Крест возглавляла Ида Ручина, сестра Романа Абрамовича. Во времена Абрамовича и позже у организации было стабильное финансирование. Именно по линии Красного Креста на Чукотке внедряли две вещи: систему анонимных алкоголиков — знаменитые «12 шагов» и практики кодирования по методике Маршака.

— Когда мы видим статистику по пьянству на Чукотке, речь идет про коренных жителей или про всех, кто там живет?

— Про всех! В округе около 50 тысяч населения на территории размером с Францию. Из них чукчей и эскимосов всего порядка 13 тысяч. Когда видим первое место по алкоголизации, речь идет о совокупности коренных и русских, которые приезжают туда семьями. Причины употребления у этих групп разные.

— Считается, что у северян зависимость все-таки развивается быстрее?

— С точки зрения врача, всё начинается с биохимии. Алкоголь расщепляется, и, если не хватает АДГ (алкогольдегидрогеназы), быстрее накапливается ацетальдегид — токсичное соединение. Похмелье, по сути, это отравление ацетальдегидами. Алкоголь временно гасит симптомы, и запускается запойный круг: через 3–4 часа распад продолжается, человеку снова становится плохо, снова появляется тяга. Индивидуальная устойчивость зависит и от генетики, и от происхождения. Чем южнее род, тем, как правило, выше активность ферментов. То есть южанину нужно больше выпить, чтобы дойти до второй стадии алкоголизма. У чукчей с этим ферментом хуже, поэтому им часто плохо уже с малых доз и зависимость наступает быстрее.

— И рано начинают там пить?

— Алкоголь везде начинают пробовать в подростковом возрасте как этап самоутверждения. Чукотка не исключение. Только подростки на Чукотке сразу попадают в состояние, когда очень плохо, а при повторном употреблении — на время легче. В итоге зависимость может формироваться всего с нескольких эпизодов. Если у южан, у тех же грузин или армян, путь ко второй стадии растягивается на годы, а то и десятилетия, то у чукчей он зачастую быстрее.

— Коренные жители Чукотки наверняка знают об этой особенности своего организма. Зачем такие риски?

— Вот я сейчас вам рассказываю, и вы некоторые вещи тоже слышите впервые. А на Чукотке тем более не в курсе этих нюансов. Для понимания нужно иметь высшее образование. Там с этим проблема. Вообще, исторического контакта с алкоголем у северных народов ведь не было. В тех местах измененное состояние сознания раньше разрешалось только шаманам. Они жевали мухоморы, умели дозировать. Обычным чукчам это было не положено. Алкоголь пришел в регион с американскими китобоями в конце XIX — начале XX века: они завозили спиртное и меняли на пушнину.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни