В России отсутствует четкая методика оценки приверженности здоровому образу жизни как на государственном, так и на корпоративном уровне, следует из доклада АНО «Национальные приоритеты» и профильных экспертов: в стране нет единых четких инструментов сбора данных и универсального анализа эффективности мер. Например, компании располагают данными о количестве сотрудников, запросивших компенсацию за посещение спортзала, но не могут проверить, были ли посещения, насколько они регулярны и эффективны. О том, почему статистика по ЗОЖ не отражает реальность и совсем не похожа на результаты опросов, — в материале «Известий».
Экономическая устойчивость и технологический суверенитет России напрямую зависят от здоровья нации — оно приобретает статус стратегического ресурса, отмечается в докладе АНО «Национальные приоритеты» «Здоровье нации как стратегический ресурс для технологического лидерства: вызовы и решения» (есть у «Известий»). Поэтому в числе мер по сохранению здоровья необходимо смещать главный фокус с лечения заболеваний на превентивные меры и мотивировать людей осознанно относиться к своему здоровью.
Но сейчас наблюдаются ограничения и барьеры для измерения эффекта мер поддержки здоровья — как на государственном, так и на корпоративном уровне, констатируют эксперты. Так, отсутствуют четкие универсальные инструменты сбора данных и анализа эффективности мер. Основные базовые показатели, которыми оперируют для оценки ситуации, — это количество участников различных программ и мероприятий, а также результаты опросов об образе жизни, питании и так далее. И по этим данным невозможно определить истинные мотивы участия людей в программах ЗОЖ и контролировать эффективность этого участия, говорится в документе.
«Например, компании располагают данными о количестве сотрудников, запросивших компенсацию за посещение спортзала, но не могут проверить факт реального посещения, регулярность и эффективность занятий. Следовательно, сложно объективно оценить вклад этой меры в здоровье участников», — отмечают эксперты.
Интерпретация доступных для анализа данных также может быть неоднозначной.
«Недостаток и абстрактность данных не позволяют строить достоверные корреляции, которые бы однозначно свидетельствовали о влиянии конкретных инструментов на результат. На основе имеющихся данных можно судить лишь об общих тенденциях без глубокого понимания их причин», — полагают аналитики.
В качестве примера в докладе приведен разрыв между статистическими данными о распространении ЗОЖ в нашей стране и субъективной оценкой россиянами своей приверженности здоровым практикам. Так, согласно опросу ВЦИОМ, 88% граждан считают, что они соблюдают принципы ЗОЖ: 53% отмечают, что придерживаются их всегда, 35% — что иногда. А по данным Росстата, доля россиян, ведущих здоровый образ жизни (предполагающий отказ от курения, здоровое питание, физическую активность, отказ от наркотических веществ, а также от злоупотребления алкоголем), в 2024 году достигла 9,7%. Это хоть и на 0,6% выше, чем в 2023 году, но даже близко не соответствует результатам опроса.
«Значительное расхождение между статистическими данными и субъективными оценками россиян свидетельствует о низкой осведомленности людей о принципах ЗОЖ, его компонентах, нормативах и способах их соблюдения, а также об отсутствии объективных метрик, позволяющих оценивать свой образ жизни, что приводит к возможности ложной самооценки», — отмечают авторы доклада.
Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Родин Кирилл (выступил в докладе экспертом) отметил, что опрос про ЗОЖ, который центр проводит среди россиян, не всегда отражает реальность, так как люди основываются на субъективных представлениях о здоровье и полезных привычках.
— Это не является плохим показателем, поскольку демонстрирует ценность здорового образа жизни. Сам факт того, что в обществе существует понятие важности ЗОЖ, означает движение в правильном направлении. Люди адекватно понимают, что основные принципы ЗОЖ — это физическая активность, правильное питание и отсутствие вредных привычек, — сказал он.
С 2025 года меры по популяризации здорового образа жизни стали частью национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», напомнили в АНО «Нацприоритеты».
Какие системы нужны для оценки ЗОЖ
Необходимо формирование единой системы оценки и мониторинга ключевых показателей здоровья, которая бы позволила человеку самостоятельно оценить состояние своего организма и проверить, насколько его образ жизни соответствует принципам ЗОЖ, отмечают эксперты.
Для реальной оценки ситуации необходимы проверенные закономерности, основанные на искусственном интеллекте, больших данных и современных научных методах, заявил директор Центра исследований перспективных компетенций и развития талантов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования Андрей Сельский. Он тоже участвовал в докладе как эксперт.
— Проблема в том, что мы обычно сопоставляем общее количество занимающихся спортом с общим количеством случаев оформления больничных. Означает ли это, что те же самые люди болеют реже? Нет, не означает, — сказал он.
Из-за недостаточности данных возможно формирование ложных выводов и, как следствие, — неоптимальное распределение ресурсов, как государства, так и бизнеса.
«Сформирован запрос на доказательные исследования в области поддержки здоровья», — говорится в выводах доклада.
А в числе возможных решений там предлагается привлечь ведущие исследовательские университеты для разработки методологии оценки эффективности мер поддержки здоровья и инструментарий мониторинга состояния здоровья. В приоритете, по мнению экспертов, исследования с горизонтом планирования 10–20 лет. Эти меры должны помочь повысить релевантность данных и создать основы для комплексной системы поддержки здоровья как фундамента кадрового потенциала страны.
«Известия» направили запрос в Минздрав с просьбой оценить доводы экспертов.
ЗОЖ как тренд
Проблема с оценкой приверженности ЗОЖ действительно существует — это сложно из-за субъективности критериев, отсутствия единых методов, разного понимания здорового образа жизни в обществе, подтвердила «Известиям» и.о. декана факультета естественных наук Государственного университета просвещения Ирина Лялина.
— Человек индивидуален, и загнать всё и всех под одни критерии невозможно. А приверженность здоровому образу жизни включает множество аспектов. Регулярные занятия спортом — важная составляющая, поскольку они улучшают обмен веществ, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают настроение и общий тонус организма. Но ЗОЖ — это также сбалансированное питание, адекватный сон, отказ от курения и алкоголя, психологическое благополучие и профилактика заболеваний. Только такой системный подход обеспечивает гармоничное развитие и поддержание здоровья на долгие годы, — сказала она.
Еще одна сложность в оценке приверженности ЗОЖ, по ее мнению, это тот факт, что часто исследования опираются на самоотчеты, а это может искажать реальную картину.
Тем не менее, отметила эксперт, в последние годы наблюдается рост интереса к ЗОЖ среди молодежи и активной части населения. Он связан в том числе с доступом к большому объему информации через интернет и соцсети. Популярны блоги, видео и статьи о пользе правильного питания, спорта и психического здоровья.
— ЗОЖ сегодня — это тренд, нечто модное и престижное. Инфлюенсеры и знаменитости активно продвигают здоровый образ жизни и мотивирует молодежь следовать их примеру. Однако рост интереса к ЗОЖ неравномерный и зависит от региональных и социальных факторов, — сказала Ирина Лялина.
Вице-президент Лиги здоровья нации Николай Кононов также отметил, что оценка вовлеченности персонала в здоровый образ жизни — сложная задача, требующая системного подхода к сбору данных и соблюдения принципов конфиденциальности и добровольности.
— Важно отделять корпоративные инициативы (зарядки, лекции, соревнования, челленджи, акции и прочее) от личных привычек (питание и физическая активность вне офиса), — сказал он. — Первые легче измерить, но вторые значимее для здоровья. Косвенными критериями вовлеченности персонала в ЗОЖ служат больничные листы, результаты диспансеризации, профосмотров, медицинских цифровых помощников.
Но ориентироваться на эти показатели для объективизации ЗОЖ-активности сотрудников непросто именно в силу их конфиденциальности, сказал Николай Кононов.
— И опыт Лиги здоровья нации по развитию программ повышения двигательной активности населения показывает, что самым простым измеряемым критерием вовлеченности в ЗОЖ служит учет шагов. Развитие современных коммуникационных технологий и использование их в повседневной жизни позволяет сегодня геймифицировать, стимулировать и фиксировать процесс ежедневной фоновой ходьбы, — сказал он.
Руководитель клиники внутренних болезней Европейского медицинского центра, доктор медицинских наук, профессор Светлана Каневская и вовсе назвала оценку приверженности ЗОЖ одной из самых сложных задач в превентивной медицине.
— Нет единого определения «здорового поведения», самоотчеты искажены социальной желательностью, индексы плохо воспроизводимы, а поведение зависит от множества скрытых факторов — от генетики до стресса. Объективные биомаркеры пока косвенны, а трекеры не учитывают контекст. Перспективы: комбинация акселерометров, биомаркеров и ИИ, а также развитие персонализированной поведенческой медицины, — сказала она.
При этом, по ее словам, как врач она замечает рост интереса к здоровому образу жизни, но не у старшего поколения, у которого «нет глубокого понимания причинно-следственных связей, ниже уровень образования в профилактике болезней». А молодые часто учатся самостоятельно, плюс блогеры вносят большой вклад в популяризацию здорового образа жизни. Кроме того, здоровое тело сейчас ассоциируют с успехом в жизни, что помогает мотивировать себя к поддержанию здорового образа жизни.