С тех пор я стал чутко прислушиваться к тому,  что там, за 
возникшим вслед за лесами масштабным алюминиевым забором,  завешенным 
гигантскими декоративными шторами с прорисованными в них  окнами, 
происходит. Что-то происходило. Шум оттуда время от времени  доносился. 
Он, по моим подсчетам, не очень соответствовал объему  средств, которые 
тратились на ремонт (в какой-то момент сумма была  обнародована — около 5
 млрд руб.), но все-таки он был.
Потом все затихло. Стены 
укрепили. Я думал,  что вслед за этим последует реконструкция 14-го 
корпуса, но этого не  произошло. Тишина настораживала.
Насторожились,
 как я выяснил, и чиновники из  администрации президента, которыми был 
населен 14-й корпус и которых  оттуда выселили на Старую площадь до 
лучших времен: они жаждали реванша,  то есть возвращения.
Я даже 
пытался поставить себя на их место (не  дай бог, конечно): в конце 
концов, что только не придет в уже, можно  сказать, больную голову, пока
 ждешь начала очередного мероприятия с  участием президента России 
именно в первом корпусе?
И не понимал. Кроме ощущения Великой  
Сопричастности, плюсов, по-моему, не было. Режим установлен по понятным 
 причинам жестокий. Чтобы пригласить человека к себе в гости, надо и  
самому пройти пару кругов ада и человека сквозь них провести. Теснота  
страшная. Полы какими-то волнами ходят. Дух стоит глубоко советского  
учреждения, и его никогда ничем не выветрить…
Но ощущение Великой Сопричастности, видимо, перевешивало все остальное. Да точно перевешивало.
На
 самом деле чиновники насторожились  правильно. Режим тишины был связан с
 тем, что решалась судьба здания. У  Владимира Путина появилась другая 
идея, довольно быстро оформившаяся в  решение. И в конце концов он 
объявил о нем около Царь-пушки примерно два  года тому назад.
Причем
 журналистам кремлевского пула сказали,  о чем примерно сейчас будет 
мероприятие, но добавили, что сразу после  него — вручение верительных 
грамот, что ли,— так что те, кто остается  возле Царь-пушки, на грамоты 
не успевают. И я с потрясением увидел, что  коллеги исчезли в 
направлении верительных грамот.
Я остался, потому что, мне 
казалось, понимал:  если это случится так, как только что было 
анонсировано, то ты, Андрей,  становишься свидетелем безо всякого 
преувеличения исторического  события. Вручение верительных грамот тоже, 
конечно, нерядовое…
В результате я все равно не поверил своим  
ушам: 14-й корпус будет снесен, и на его месте появятся монастыри, Чудов
  и Вознесенский, которые когда-то стояли здесь.
Это было 
серьезное решение. Да оно было  просто революционным. Это было то, о чем
 мечтали и во что не верили  поколения архитекторов с момента, как Иван 
Рерберг в конце 20-х годов  прошлого века начал работу над проектом 
14-го корпуса.
Эти поколения были, конечно, представлены и  
архитекторами, которые считали, что теперь уже нельзя сносить и 14-й  
корпус, потому что это уже сам по себе памятник истории, к тому же вроде
  включенный в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и ставить 
на  этом месте новодел — преступление.
Мне-то казалось, что 14-й 
корпус и сам совсем  недавно был новоделом, а монастыри, которые будут 
построены, через  какое-то время новоделом быть перестанут, тем более 
что будут точной  копией того, что стояло тут веками (проблема, конечно,
 с чертежами, но  не все безнадежно).
Между тем, после того как 
Владимир Путин  объявил не только об этом, а и о том, что для туристов 
будет открыта  прямая дорога через Кремль от Кутафьей башни до Спасской 
(мимо первого  корпуса, где работает президент, и даже, я бы сказал, в 
опасной близости  от него), все опять и затихло (дорогу, правда, открыли
 в одну сторону —  к Красной площади, так как туристический маршрут 
должен же  заканчиваться апофеозом).
И так было больше года.
И
 вот в начале октября 2015 года из-за забора  снова послышался шум. Сил 
терпеть уже больше не было. Тем более что  вроде встречная готовность 
приоткрыть шторы наконец появилась…
В прошедшую субботу я побывал на строительной площадке.
Снаружи
 шума почти не слышно. Изнутри ты  плохо слышишь собственный голос. Мимо
 тебя снуют десятки строителей,  работают краны, стучат молотки… 
Комсомольская стройка. В три смены.  Такое впечатление, что люди 
торопятся поскорее разобрать здание, чтобы  кто-нибудь не передумал и 
запретил бы вдруг все это.
— А вы без каски? — подошедший ко мне 
человек  был неприятно удивлен.— Вы понимаете, что тут происходит и 
какой вы  себя подвергаете опасности?
— Нет! — признался я.
Он
 привел к себе в офис. Здесь и в самом деле  сооружено двухэтажное 
административное здание, которое через некоторое  время будет выше, чем 
величественный 14-й корпус Кремля. У него здесь  был кабинет. Это 
оказался, конечно, начальник службы охраны труда  Евгений Баранов.
—
 Так,— торжественно сказал он,— вы  находитесь на строительной площадке,
 хотя мы тут, разумеется, ломаем, а  не строим. Но ломать гораздо 
опасней, чем строить! Главное — не каска!  Главное — личная 
осторожность! Люди, которые сюда заходят, знают, на что  идут…
— Но ведь не война? — робко поинтересовался я.
—
 Не война,— нехотя согласился он.— Но пилят,  режут очень много, 
используют воду для охлаждения, она замерзает,  посыпаем песком, 
конечно… Но песка на всех все равно не хватит. Так что  ходите группой.
— Нас всего двое, я и фотокорреспондент,— рассказал я.
— Вот я и говорю: ходите группой,— кивнул Евгений Баранов.
Вошел еще один человек, заместитель начальника «Моспромстроя» Сергей Сахаров. С ним мы и осмотрели объект.
Вообще-то
 объекта уже нет. 14-й корпус  разобран почти до второго этажа. Зрелище 
для тех, кто является  поклонником фильма Федора Бондарчука 
«Сталинград».
— Семь кранов стоит! — громко говорит, почти кричит, пока мы поднимаемся наверх, Сергей Сахаров.—15 дисковых пил!..
Я этот строительный восторг, честно говоря, не разделяю, но в конце концов понять могу.
Сверху
 из-под плит течет вода — и почти сразу  замерзает. Здесь, наверху, 
ветер, но и солнце тоже. Вдруг, чуть не в  лоб — из-за руин Спасская 
башня. Что-то напоминает… Недавнее… Да,  строящийся пусковой стол 
космодрома Восточный с ракетой, которую я  вообразил себе посреди него… 
Нет, не очень удачное сравнение, слишком  пышное… А с другой стороны, 
Спасская башня все-таки…
Все-таки не очень верится, что ты стоишь 
 сейчас посреди Кремля. Этого не скажешь о строителях. Они, когда  
перейдут на другой объект, еще долго будут недоумевать оттого, что мимо 
 них внизу не ездит без конца туда-сюда кортеж президента России с  
президентом России внутри, да Франсуа Олланд, да Маттео Ренци… Всех они,
  конечно, не знают, кто тут ездит, да и разве упомнишь, но, как бы  
сказать, присутствие их чувствуют… Хотя бы потому, что на время проезда 
 кортежей работу примерно на час останавливают…
А сейчас они 
затаскивают крюки крана в  выдолбленные в нарезанных бетонных блоках 
отверстия и снимают эти блоки,  предварительно подмочив (отсюда и вода).
—
 Сюда нельзя загонять тяжелую технику, а то  бы мы завели экскаватор, да
 и все…— мечтательно произносит Сергей  Сахаров.— Но надо тихо…
Я интересуюсь, делали ли они что-нибудь в этом роде.
—
 Много чего,— откликается он.— Вертолетную  площадку недавно в Кремле 
сделали. Сад внутри Кремля обустроили.  Гермогена поставили… Патриарха…
Все здание 14-го корпуса поделено на четыре зоны, у каждой — свой график.
— И что скажете? — спрашиваю.— Как строили тогда? Легко разрушать?
— Нет такой проблемы,— пожимает он плечами.— Ни моральной, ни физической. Иногда само рассыпается. Хотя местами раствор прочный…
— Ничего себе само! — показываю я на одну еще не до конца разбитую стену. Таких толстых не бывает.
— Так это фасадная. Да, толщина 3,5 метра,— кивает Сергей Сахаров.
— Для обороны от врага, что ли, делали? — интересуюсь я.
— Наверное… Фасад же. На Красную площадь выходит. На всякий случай…
— То есть от людей… От народного гнева… Товарищ Сталин предостерегался…
— Может быть… Наше дело — разобрать…— уходит от прямого разговора Сергей Сахаров.
Он
 рассказывает, что ежедневно тут работают  500 человек. Закончить надо к
 весне, есть еще четыре месяца, но они  хотят раньше. Жалеют, что работы
 начались к зиме, потому что замерзающая  вода сильно осложняет жизнь.
— Долго тут все простаивало после решения президента,— говорит он.— Если бы весной взялись… Но, наверное, были причины…
— Были,— теперь уже я рассказываю ему.— ЮНЕСКО там…
— Да мы слышали. Но они вроде смирились… Иначе мы бы сюда не зашли…— говорит Сергей Сахаров.
Он
 рассказывает, что пока мне еще, наверное,  кажется, что есть тут над 
чем работать, а на самом деле главное — что  разобрали верхние этажи.
— Да нет,— возражаю я,— видно, что дело-то почти сделано. Нет больше 14-го корпуса… Все! Кончено!
—
 Ну как сказать… Вот на следующей неделе зал  пленумов… или как он там… 
Верховного созыва… разберем, и сразу станет  видно, что почти ничего не 
осталось, столько свободного места окажется.
Мы подходим к огромному полому пространству с остатками стен, которых и не будет через неделю.
Господи,
 да здесь же столько лет были все  большие пресс-конференции Владимира 
Путина. Это оно. Тут раньше и в  самом деле, по-своему прав Сахаров, 
заседали обе палаты Верховного  Совета СССР…
Да был, был я здесь, 
конечно. И по коридорам  этим ходил, и в кабинеты, от которых остались 
уцелевшие пока еще  очертания, заходил… Вот здесь, по-моему, Сергей 
Эдуардович-то и сидел… А  здесь Владислав Юрьевич… Алексей Алексеевич… 
Ноги-то помнят…
— Вот этот кран,— объясняет Сергей Сахаров,—  
работает без машиниста, дистанционно. Видите, наверху стоит человек,  
руками машет, показывает, где ему кран нужен, куда надо повернуть, как  
подвести… А внизу, видите, человек стоит с пультом?.. Он руководит  
краном.
Я вижу. Коммуникация между двумя этими  людьми, по-моему, 
оставляет желать, правда, лучшего, что-то они,  кажется, не до конца 
понимают друг друга… Ну так что, докричаться-то  всегда можно, вот они 
это и делают уже, и получается…
Мы возвращаемся в офис и 
встречаемся с  ректором МАРХИ Дмитрием Швидковским. В конце концов, при 
нем все  происходило от начала до конца, а главное — разговоры с 
комиссиями  ЮНЕСКО… Интересно, что много людей, которые даже понимают, 
что тут  происходит,— архитекторы, строители, археологи — при этом 
уверены, что  никакого разрешения от ЮНЕСКО до сих пор нет и что это 
очередная  самодеятельность авторитарного режима.
— Я уже 16 лет 
член совета по культуре при  президенте, меня еще Ельцин назначил,— как 
будто оправдывается Дмитрий  Швидковский.— Да, звали нас для экспертизы…
 Да, мы дали заключение… И я  помню, как президент у пушки стоял и 
говорил все это… Я все это своими  ушами слышал. Пришел туда, думал, 
что-то по этому поводу будет  произнесено, но не думал, что такое 
начнется! Это, понимаете,  фантастично… Мы студентами такое рисовали, 
Кремль без 14-го корпуса, на  кухнях, тайком, но не верили, конечно.
— Ну, сейчас-то уже можно поверить,— успокаиваю я его.
—
 Пытаемся! Я вообще стою за то, чтобы  архитектурно укрепить ядро 
города… Кремль — ядро… И за пределами-то мало  чего осталось… Так пусть 
хоть ядро будет. Если поставить на этом месте  храм или монастырь — 
укрепим.
— Я слышал, что есть Венецианская архитектурная хартия, осуждает такого рода новодел…
— Но был восстановленный Гданьск, Дрезден, Ковентри… Это все удачные примеры!
— Но на территории Кремля все-таки войны не было…
— Но утраты были примерно такие же…
Он рассказывал, что здание это с архитектурной точки зрения совершенно неудачное, безликое.
— Но ведь его проектировал Иван Рерберг,— возражал я.— Тот самый Рерберг, который создал Киевский вокзал, Центральный телеграф…
—
 Он был прекрасный инженер и архитектор,—  вдохнул Дмитрий Швидковский.—
 Сделал первый проект и умер. Доделывали  уже без него. Не знаю… Это был
 не лучший период его творчества… Боялся  чего-то, такое ощущение… 
Стеснялся, что ли… И все-таки это были 30-е  годы. Я не думаю, что его 
вдохновляла цель строительства. Он ведь строил  для Сталина, который 
предполагал, что в 14-м корпусе разместится 1-я  Советская военная 
школа, а потом и вовсе писали, что это будет школа  красных 
пулеметчиков… То есть что, он проектировал здание, из которого  
отстреливались бы от своего народа?..
— А стена в 3,5 метра зачем?
—
 Так от взрыва. От гранаты. Другой причины  нет. Опасались,— подтвердил 
Дмитрий Швидковский мои самые унылые  предположения.— Но потом там 
Кремлевский театр был, потом  административными функциями здание 
нагрузили. И не в Сенате же рыть  бомбоубежище…
— А здесь и бомбоубежище было? — удивился я.
Сергей Сахаров ничего мне не говорил, что еще и его придется разбирать.
Дмитрий Швидковский пожал плечами.
—
 Говорят, вы участвовали в дискуссиях с  ЮНЕСКО по поводу сноса? — 
спросил я наконец про то, что теперь больше  всего интересовало.
—
 По сути, разговор был один, и говорили  прямо здесь, в этом кабинете, 
где сейчас с вами беседуем,— кивнул  ректор,— в штабе строительства. 
Были мы, строители, комиссия ЮНЕСКО и  комиссия Международного совета по
 охране памятников и  достопримечательных мест (у нее было даже больше 
сомнений, можно ли все  это позволять, чем у комиссии ЮНЕСКО, а 
полномочий запретить — не  меньше.— А. К.).
Дмитрий
 Швидковский рассказал, что встреча  была такой нервной, что с нее с 
гипертоническим кризом ушел Андрей  Баталов, представитель Музеев 
Кремля.
Он был категорически против сноса здания;  потом стали 
даже говорить, что это вписывается в позицию руководства  Музеев Кремля,
 потому что оно было очень заинтересовано в том, чтобы  оставить 14-й 
корпус для своих фондов и экспозиций и что даже сейчас его  не примиряет
 с действительностью то, что Музеям отдали Средние торговые  ряды — 
амбициозное просторное отремонтированное здание, торцом  выходящее на 
собор Василия Блаженного, через дорогу от ГУМа…
На самом деле Андрей Баталов, видимо, искренне переживал за судьбу здания и хотел его сохранить. Просто не получилось…
Комиссия
 Международного совета по охране  памятников (в нее входили французы, 
англичане, болгары) приехала с очень  жесткой позицией.
— Они 
думали,— рассказывает Дмитрий  Швидковский,— что здание ХХ века задумали
 поменять на что-то вообще  современное, и намерены были запретить это. А
 потом услышали о наших  планах. О том, что говорил президент: вернуть 
на это место Чудов и  Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец,
 может быть, наполнить  этот дворец картинными галереями… Очень долго 
обсуждали. И в конце  заседания они были уже совершенно другие.
Впрочем,
 обе комиссии уехали, так и не  озвучив никакого решения. И после этого 
молчание длилось еще несколько  месяцев, несмотря на попытки выяснить, 
что же они там на самом деле в  конце-то концов думают. И только в конце
 августа появилось заключение:  ни ЮНЕСКО, ни Международный совет по 
охране памятников не возражают  против сноса 14-го корпуса.
— Я 
думаю,— говорит Дмитрий Швидковский,— что  уже к середине 2016 года 
здесь будет историко-архитектурный парк.  Надеюсь, что будет конкурс и 
наш институт примет участие. Надеюсь,  победят россияне, а то не 
хочется, честно говоря, чтобы делали  иностранцы: сбрасывают нам 
какие-то давно неактуальные идеи… У нас Юра  Григорян или Александр 
Бродский сделают такой парк не хуже, чем Карло  Карпа… Тут еще какое-то 
время будут раскопки. Это большой праздник для  археологов!..
— Я 
бы не стал употреблять все-таки слово  «праздник»,— сказал мне потом 
директор Института археологии РАН Николай  Макаров.— Праздник будет, 
когда что-то найдем…
Но он, конечно, осторожничал. В 2007 году им 
 дали поработать в Тайнинском саду Кремля, и они почти сразу нашли  
уникальную берестяную грамоту…
— Вообще-то большая часть работ, 
которую  археологам до сих пор позволяли вести в Кремле,— это наблюдения
 за  локальными работами строителей. Археологи спускались в котлованы, 
рылись  в строительных траншеях — и даже это было в советское время 
очень  полезно. Когда строился Кремлевский дворец съездов, археологи 
вообще  простояли на краю котлована… Первый раз мы сможем провести 
системную  работу. Проблемы, конечно, с культурным слоем, но в какой-то 
части он,  безусловно, сохранился…
— Что вас больше всего интересует в этом месте?
— Первое — это остатки двух монастырей. Мы сможем понять, как выглядели два старейших московских монастыря.
Николай Макаров выражался и в самом деле осторожно, как будто боялся сглазить надвигающееся счастье.
Оказалось, и в самом деле боялся.
—
 Это же часть городского ядра,— продолжал  он,— что может быть 
интересней? Здесь в свое время нашли самый, в конце  концов, большой 
московский клад… Не где-то в другом месте, а именно  здесь!
Все-таки археолог не мог долго держать себя в руках.
И слава богу.
Надо
 ли говорить, что возвращался я к выходу,  пристально, как и требовал 
начальник службы охраны труда Евгений  Баранов, глядя себе под ноги.
Непонятно?
Клад искал.