Смешить, не забалтывать
            
                  Рейтинг:
                
                    
                        
 
                        Голосуй за статью.
                    
                     0 
               
               Автор: Кира Долинина.   КоммерсантЪ Weekend
            
           В  ЦДХ открывается самая крупная ретроспектива Эллиотта Эрвитта из  когда-либо виденных в Москве — 136 фотографий, сделанных по всему миру с  1946-го по 2001 год
Эллиотт Эрвитт — самый смешливый фотограф в  мире. Он позволяет себе шутить обо всем на свете, но делает это так, что  в слова и не обернешь. "Объяснять изображение — все равно что объяснять  шутку. Как только ты ее объяснил, она тут же умирает",— говорил он и  всегда следовал этому правилу. Он находил абсурд в любом месте, где  оказывался. В отражении в затемненном стекле очков солдата, в прыжке  человека с раскрытым зонтиком, в тонюсеньких ногах хозяйки и собаки; в  девушках, идущих как стайка гусынь, и гусынях, шествующих важно как  девушки; во встречном "взгляде" женщины и манекена; в том, как перед  "Махой обнаженной" Гойи стоят, отталкивая друг друга, мужчины, а рядом,  перед "Махой одетой", вытянулась по струнке одна одинокая женщина.  Смешное у него в сочетании фактур, в столкновении живого и неживого,  пафосного и приземленного, рекламы и религиозных символов, маленького и  большого, малого и великого. Смех зрителя он считает своим главным  достижением, а ради созерцания момента, когда бегущий по музею  посетитель вдруг резко притормаживает и поворачивает назад, привлеченный  неким диссонансом, "обманом ожидания" в фотографиях Эрвитта, их автор  готов раз за разом возвращаться в музейные залы. 
             
            
                
    
            Чисто биографически Эллиотт Эрвитт мог бы быть очень даже грустным  человеком. Он родился в 1928 году в Париже в семье еврейских эмигрантов  из России. Звали его тогда Элио Романо Эрвиц. Второе имя дал отец,  оторвав таким образом сына от еврейских корней. Особых русских там и не  было — в семье по-русски не говорили. Первые 10 лет своей жизни мальчик  провел в Италии, а в 1939-м стало понятно, что пора переплыть океан. Так  он оказался в Калифорнии. Америка быстро развела родителей, и 16-летний  ученик Hollywood High School стал подрабатывать, печатая фотографии с  факсимиле автографов голливудских звезд. Потом изучение фотографии в  Лос-Анджелесе, кино — в Нью-Йорке, служба военным фотографом в армии США  в Германии и Франции, работа для журналов Collier's, Look, Life,  Holiday, встреча с Робертом Капой, Эдвардом Стейхеном и Роем Страйкером.  И наконец, в 1954-м он становится штатным фотографом агентства  "Магнум", с которым будет теснейшим образом связана вся его последующая  жизнь.
Magnum Photos — это не только невероятно престижно, но это еще и  совершенно определенная свобода глаза и тела. Фотографы агентства много  путешествуют и снимают так, что даже при наличии конкретного заказа  "коммерческой" их съемку назвать трудно. Бывший три срока президентом  агентства, Эрвитт являлся идеальным носителем классических заповедей  родоначальников "Магнума" — снимать "Лейкой", запрет на постановочную  фотографию и последующее кадрирование. Параллельно с работой на "Магнум"  Эрвитт делает свои книги (самая знаменитая — "Son Of Bitch", 1974;  отсылающая к любимой собачьей теме фотографа) и снимает фильмы.
Собаки  собаками, а делить работы Эллиотта Эрвитта на темы, по большому счету,  довольно бессмысленно. Собаки и дети, которыми полны его кадры, с  визуальной точки зрения абсолютно равны всем иным его героям. Недаром на  персональном сайте Эрвитта в рубрике "портреты" — собаки, Мэрилин  Монро, Артур Миллер, Рудольф Нуреев, президент Кеннеди и десяток других  голливудских, литературных и политических звезд стоят рядом. Важен не  герой, важно, как именно он снят. То же самое и в политике. Назвать  Эрвитта политическим репортером трудно. Хотя он часто снимал  исторические моменты и политических деятелей. Одна знаменитая фотография  с Жаклин Кеннеди на похоронах мужа чего стоит. Или еще известнее —  Никсон, тыкающий пальцем в грудь Хрущеву. Но и тут ровно тот же принцип  построения изображения: пересказать кадр нельзя, его надо запомнить. В  этом смысле "решающее мгновенье" Эрвитта современнее придумавшего этот  термин Картье-Брессона. Оно как бы принадлежит новому,  визуально-ориентированному восприятию, которое многословие предков  заменяет чередой "картинок". Да и вообще — Эрвитт еще, слава богу, жив и  у нас есть все шансы посмеяться над этим миром вместе с ним. 
"Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива". ЦДХ, с 9 октября по 10 декабря 
 
           Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.